Спутниковые технологии впомошь яхтсменам

Катастрофа в море может произойти в любой момент, без всякого предупреждения.
В конце января 1982 года Стивен Каллахэн вышел с Канарских островов на своей яхте «Наполеон Соло»  и направился на остров Антигуа. Судно бодро бежало на запад под двумя стакселями, поставленными на бабочку. Все шло как обычно. После вахты Стивен спустился  вниз и только лег отдыхать, как резкий звук удара и треск древесины заполнил все пространство, а потом хлынула вода…

 

 

Что это было — столкновение с китом или  контейнером, уже никто не узнает.  Капитан успел перейти на спасательный плот и ему пришлось дрейфовать в океане 76 долгих и мучительных дней, пока плот не подобрали рыбаки на острове Мари-Галант (Гваделупа). Во время дрейфа Стивен активировал аварийный радиомаяк, но радиус его действия составлял всего 250 миль и работал он 72 часа и сигнал бедствия никто не услышал. Поиски яхтсмена начались только тогда, когда вышло контрольное время его предполагаемого прибытия на Антигуа. Спасательная операция не принесла успеха — были неизвестны ни место происшествия, и вообще, жив ли яхтсмен.

С той поры прошло уже достаточно времени и в помощь яхтсменам пришли новые технологии  — спутниковая связь. Интересно, что уже в сентябре 1982 года, в том году, когда потерпела крушение яхта Каллахэна, с помощью спутников уже удалось спасти три человека с разбившегося в горах Канады самолета. Сигнал бедствия был принят и ретранслирован первым советским спутником КОСПАС-1  международной системы обнаружения и определения местоположения судов, самолетов и других объектов, потерпевших аварию — КОСПАС-SARSAT. Эта спутниковая группировка была с той поры увеличена и отметка в 10 тысяч спасенных была преодолена уже к 2002 году.  Немного позднее США развернули группировку спутников глобальной системы определения координат — GPS, затем были выведены  на орбиту и спутники советско-российской глобальной навигационной системы — ГЛОНАСС.
В конце 20 века несколько стран и корпораций объединились для создания сетей  глобальной спутниковой связи и запустили телекоммуникационные спутники, позволяющие осуществлять голосовую связь и  передачу данных. Ведущих спутниковых систем связи немного — это Inmarsat, Global Star, Iridium, Thuraya.

Спутниковые технологии немедленно были поставлены на службу безопасности и
в настоящее время каждое судно ГМССБ в том числе должно быть оснащено спутниковым аварийным радиобуем. Прогулочная яхта не является таким судном, но аварийные радиобуи — EPIRB, сейчас можно увидеть почти на каждой яхте. Эти буи «приписаны» к судну и регистрируются вместе  с судовым радиооборудованием и постоянно находятся на своих штатных местах, обычно на открытой палубе. Однако, возможны такие случаи, когда яхта остается на плаву, а яхтсмена выбрасывает за борт или он вынужден покинуть судно. Мы рассмотрим такие спутниковые приборы, посредством которых можно подать сигнал бедствия так сказать, в индивидуальном порядке.

Персональный радиобуй — PRB, достаточно миниатюрное устройство, что можно положить в карман или прикрепить к спасжилету. Устройство активируется как в ручную так и автоматически в зависимости от модели и подает сигнал бедствия через спутники в течении 24 часов. После приема сигнала в координационном центре, помимо координат бедствия — что самое важное, сразу выдается информация, которую вносят при регистрации этого устройства — о владельце и даже о предполагаемом маршруте путешествия. Это помогает при планировании и осуществлении спасательной операции.

Кроме этого устройства можно использовать спутниковый телефон. С помощью него можно сообщить о своих координатах, дать другую детальную информацию — о самочувствии или подробно описать, что случилось. Единственным недостатком спутникового телефона служит стоимость самого устройства и тарифов на связь. Также телефон ен может подать сигнал бедствия сразу вкоординационный центр спасения, тем более в автоматическом режиме.

Для тех, кому использование спутникового телефона не подходит по соображениям экономии – можно воспользоваться более дешевым устройством — спутниковым пейджером. Название этого устройства и системы связи на его основе называется SPOT. Устройство в автоматическом и ручном режиме может периодически высылать информацию о координатах устройства, а также посылать сигнал бедствия, что будет обработан координационным центром и передан в региональные службы спасения того места, откуда зафиксирован вызов. Недостаток прибора в том, что он работает ограниченный промежуток времени.

Хорошим тонов будет взять с собой на борт несколько спутниковых приборов, их много не бывает — безопасность превыше всего.